30.09.2013, 18:53 | #1 |
Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 28.01.2007
Адрес: СПб
Сообщений: 1,540
|
ПЕГРЕМА 2013 (+)
Наша поездка в Пегрему в одну машину. (20-24 августа 2013 г)
В конце августа оставалось еще несколько дней до конца отпуска, наш трофи-трактор УАЗ вернулся вполне живым после экспедиции по архангельской области, и мы (экипаж из двух человек - пилот и штурман) решили рвануть в еще пока мало известную для большинства джиперов Пегрему. Идея посетить это место в Заонежьи пришла не сразу. Еще давно подумывал над поездкой в Кижи на внедорожнике до д. Оятевщина, а там 1 км на лодке до острова. Но, внимательно изучив в интернете этот вопрос, понял, что опоздали. Сейчас там строится автострада, да и на остров там так просто не пускают. Идея съездить на Бесов Нос сразу отпала – уж очень сейчас там людные места, или, иначе говоря, баян. А хотелось куда-нибудь в Карелию и поближе к Онеге. И тут я вспомнил, что как-то в сети проскакивали видео и фото отчеты о поездке/походах в еще одно очень интересное, в том числе, и в культурном плане, место с названием Пегрема. Одно только вот оставалось неизвестным – наличие и состояние дорог, ведущих к заброшенной деревеньке. Где-то в старых отчетах что-то упоминалось про старую финскую дорожку, идущую через болота. Но поискав в сети, наткнулся на тему на одном из джиперских сайтов о прошлогодней экспедиции в Заонежье, где, в качестве одной из достопримечательностей упоминалась Пегрема. В этой теме было вылито много недовольства со стороны участников в сторону организаторов, но, к сожалению, ничего не прояснилось относительно дороги. Удалось найти ссылку на небольшой видеоотчет, где был заснят один из эпизодов мучительного прохождения длинной лужи некоторыми участниками той экспедиции на внедорожниках. По этому видеоматериалу можно только судить, что люди реально хлебанули горя, попав на эту т.н. дорогу. В глобальной сети удалось скачать трек той экспедиции, но вот просмотрев его, выяснилось, что до самой Пегремы он не доходит! И стало совсем любопытно. И мы решили проверить, и внести ясность – сможем ли мы прорваться туда на таком трофи-тракторе или нет? В бумажном атласе республики Карелия нанесены целых два (!) «лесных пунктира» до деревни. Просмотр спутниковых снимков не давал четкого ответа на вопрос наличия дорог. |
Реклама | |
Реклама на сайте |
30.09.2013, 18:55 | #2 |
Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 28.01.2007
Адрес: СПб
Сообщений: 1,540
|
ч2
Обсудив предстоящую поездку, составили такую нить маршрута нашей мини-экспедиции: СПб – Кондопога – Лижма – Михеева Сельга – Пегрема - Колгостров – Мелой Губа. До последних двух пунктов – по воде (взяли с собой надувнушку).
Бензобак заливаем под завязку, стартуем из города днем 20-го августа, ложимся на курс… по трассе «Кола» спокойно со скоростью дальнобоя доезжаем до Кондопоги. Заправляем любимого 76-го 75 литрами до полненького. Через 4 км после Кондопоги встаем и травим колеса – начался грунт. До Лижмы грунт хороший, и можно держать 50-60 км/ч. Затем дорожка становится по хуже, и скорость плавно падает до 30-40 км/ч. После поворота на Михееву Сельгу дорога еще плавно ухудшается, и все чаще идет в ход 2-я и 1-я передачи КПП (10-20 км/ч). К ночи добрались до берега Габозера – небольшого пустынного озерца, где и заночевали. Так как все у нас выходило поздно, то и старт следующего дня получился тоже поздним. От Габозера дорожка сохраняет тенденцию плавно ухудшаться, и приходится прибегать в пониженному ряду. Проехав 2,5 км, попали на развилку, на к-рой припаркован чей-то безномерной бухлобус цвета белая ночь. Налево – в сторону Колгострова, и вот наш трофи-трактор ползет сотрясаясь по камням. Местами камушки на дороге придают ей «зубодробильный» характер. Через 700 м попадаем на каменистый берег Уницкой губы Онежского озера. Напротив этого места – о. Колгостров, и видны домики; из трубы одного поднимается дымок. Значит, скорее всего, люди с вышеупомянутой УАЗ «буханки» там сейчас отдыхают. Погода портится, и мы решаем здесь пока не задерживаться и ехать далее по треку, ведущему в сторону Пегремы. Поднялись по «зубодробилке» до перекрестка и повернули налево, т.е. если ехать с Габозера, то это прямо получается. Первые 4 км дорога имеет характер хорошей твердой лесной дорожки с короткими отрезками гатей в неплохом состоянии. Но в целом, дорога плавно ухудшается и скорость плавно падает. В основном, это движение на 2-й пониженной, редко 1-ая. Затем идет парочка «царь-луж», но они неглубокие и твердые. Следующие 4 км дорога все менее и менее ровная, но твердая, местами колея, а местами – т.н. курумник, т.е. сильно выступившие камни и их большие скопления. Но нам пока все дается легко, дорожного просвета хватает с запасом. Но тут уже движение больше идет на 1-й пониженной, чем на 2-й, т.к. трясет. Ровно в 8 км от перекрестка начинается более серьезная засадка – коротенький торфяничек, метров десять. С места не идет. Берем небольшой разгон и…изрядно попрыгав, проскакиваем и заползаем вверх на дорогу, пропиленную кем-то прямо посреди леса, к-рая сильно извиваясь, выкручивает на старую, вероятно финскую, дорогу. Дальше местами опять колея и ровно в 9 км от перекрестка развилка с полуразбитым указателем на Пегрему. Поворачиваем по указателю налево, тут трек кончается и дорога спускается к торфяному болоту, точнее, к торфяному ручью, имеющему множество русел. Выходим из машины, осматриваем, промеряем глубины. Прямо находится гать, но состояние ее…точнее, о ее состоянии можно судить по следам на деревьях и рваной корозащитке, оставленной прямо на могучей вековой березе. Короче, 4-5 торфяных «заплыва» с плавающими в пол-воды бревнами. Вероятно, здесь потерпела неудачу та самая экспедиция в Заонежье. Начинается сильный ливень, к-рый два с половиной часа поливал нас как из ведра. В этих погодных условиях кое-как удалось просмотреть наименее засадную траекторию прямо по болоту, но, увы, оно уже кем-то взорвано до нас, и остаются вопросы. После просмотра вышеупомянутых видеороликов, в памяти осталось то, что чей-то голос за кадром говорит, что там еще таких…засад штук пять! Поэтому решаем это болото не брать так сразу с наскоку, а пройти по оставшейся части дороги и просмотреть и понять, стоит ли дальше рубиться. По-быстрому пообедав, выходим пешком на разведку. Эта пешая прогулка дала нам все ответы на все вопросы, а именно: серьезная засада только одна и это этот самый «знатный» торфяник, перед которым мы оставили машину. Вернулись с пешей прогулки уже в сумерках и поэтому не стали испытывать свою судьбу ночью, а вернулись обратно на Габозеро. В девять вечера выехали и около одиннадцати были на месте. В итоге средняя скорость на этом 9-ти километровом участке составила всего 5 км/ч. |
30.09.2013, 18:58 | #3 |
Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 28.01.2007
Адрес: СПб
Сообщений: 1,540
|
ч3
На следующий день прибыв на болото, мы только два часа стелили лаги по прорванному участку. Видно, что кто-то когда-то уже драчил по этой траектории, что также подтверждают следы на ближайших деревьях.
И вот мы поехали, но недалеко. Сразу провалились в первом русле. Лебедимся. Несколько метров еще вперед и опять проваливаемся с перекосом, лебедимся, едем, опять проваливаемся с креном и опять лебедимся. Всего таких «веселых» метров тридцать, далее по кустикам и по нетронутому дерну на сверхпониженной передаче полз сам без помощи лебедки еще метров сто. Затем затяжной подъем и твердая дорога. Следующие два км дороги имели совсем небольшие засадки, где надо было буквально подлебедить пару метров или чуть-чуть с разгону. Затем 2 км хорошей ровной лесной дороги по сосновому бору, после которого дорога спускается в поля, где местами имеется колея от сельхозтехники, но нам просвета хватает, и мы едем без остановки на обед. Начинается гроза с очень сильным ливнем, да таким, что машина, пройдя всю эту дорогу, приезжает в Пегрему чистой! Подъехали к полуразрушенному причалу, на Онеге шторм. Как дождь немного стихает, сразу выходим, осматриваемся. Сразу замечаем, что трава прокошена по дорожкам – значит, кто-то бывает здесь. И только направились в сторону часовни, как увидели дымок из трубы старого дома. Значит, Пегрема сейчас обитаема! Подошли к местным, познакомились, пообщались. Молодые люди восстанавливают дом своих предков, к-рых во время совкового расселения малоперспективных деревень переселили в ближайший сравнительно крупный поселок Ламбасручей. Живут там набегами уже года четыре, в том числе и зимой. Потихоньку восстанавливают еще и находящуюся там часовню. Состояние ее, к сожалению, довольно ветхое. Башенка слегка покосилась, т.е. имеет заметный невооруженным глазом дифферент. Устраиваем небольшую фотосессию этой часовни. Очень осторожно, можно сказать шепотом, поднимаемся на башенку, дабы не увеличить уже имеющийся немалый уклон. Вид оттуда неплохой, но высоты ее не хватает, чтобы заснять всю деревню. Говорят, еще несколько лет назад была отдельная высокая смотровая башня, но ее разобрали и увезли на реставрацию, и ничего про нее более не известно. В разговоре с местным парнем узнаем, что здесь неподалеку от Пегремы и сейчас живет и трудится известный российский ученый археолог А.П. Журавлев. Пока еще не вечер, предлагает нам сходить к нему познакомиться, и несмотря на голод (ведь мы пообедать так и не успели), мы охотно соглашаемся. |
30.09.2013, 19:00 | #4 |
Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 28.01.2007
Адрес: СПб
Сообщений: 1,540
|
ч4
По пути парень с грустью показывает нам местные «достопримечательности»: полуразвалившиеся дома, баньки, маслобойни, кузнецу. Из разговора с ним понимаешь, что парень мечтает поднять еще несколько домов, а там, глядишь, и народ (в том числе туристы) подтянется, да и оживет мало-помалу деревенька-то!
Пройдя около двух километров, спустились к берегу, вышли на песчаный пляж в очень живописном месте Онежского озера, где живет и работает А.П. Журавлев. Нам повезло, мы застали его в шалаше у костра за творческим процессом написания книги стихов. Парень представил нас, и рассказал, что мы прибыли сюда на одной машине, чему Журавлев был очень рад и удивлен. Встреча с ним была очень запоминающейся (но это отдельный разговор). Хочется выразить ему особую благодарность за то, что накормил, напоил и обогрел! А на следующий день, как договорились, он провел часовую экскурсию среди нас, показав самое интересное – «машину времени» и «поляну идолов». (про эти достопримечательности есть немного информации в сети для ознакомления http://pegrema.narod.ru/enigma.htm) Надо сказать, что такие экскурсии пользуются спросом, так как под конец нашей экскурсии прибыли еще люди, но с моторной лодки. |
30.09.2013, 19:02 | #5 |
Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 28.01.2007
Адрес: СПб
Сообщений: 1,540
|
ч5
В Пегреме познакомились с одним из владельцев базы на Колгострове, к-рый дал нам номер своего телефона и пообещал помочь с доставкой нас на моторной лодке не только на Колгостров, но и в Мелой Губу.
Обратный путь был короче по времени, ибо все траектории движения были известны, и до Габозера мы добрались без приключений за 3 часа. На следующий день, мы решили воспользоваться нашим новым знакомством, и по сути, арендовать моторную лодку с капитаном, ибо по времени успевали только такой вариант, потому что на машине слишком неопределенно по времени, неизвестно, насколько близко можно подъехать к Мелой Губе и за сколько времени – никакой инфы не удалось найти. Таким образом, сначала осмотрели часовню на Колгострове, а затем пошли на Мелой Губу. |
30.09.2013, 19:03 | #6 |
Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 28.01.2007
Адрес: СПб
Сообщений: 1,540
|
ч6
Погода явно сопутствовала, на воде было очень тихо и тепло, и капитан выжимал на полную (30-32 км/ч). Потребовалось около часа в один конец, чтобы дойти по воде до заброшенной деревеньки, но, как оказалось, не такая уж она и заброшенная.
Один дом явно жилой, да еще и хозяйство при нем – парники, небольшой огород. Но хозяина на месте не оказалось. Часовня там, пожалуй, наиболее впечатляющая. Информацию о ней тоже можно найти в сети (http://www.temples.ru/card.php?ID=13024) В общем, даже на такой маршрут по воде потребовалось чуть более пол дня, поэтому выехать обратно (уже в СПб) удалось только в районе 7 вечера. Без приключений добрались до заправки в Кондопоге, где залив в бак немного 76-го, продолжили движение, выехав на трассу Кола по мудреной развязке в нужную сторону с первой попытки! О том как искали место на ночлег между Пряжей и Олонцем – отдельная история (попали в ловушку – узкая рельефная дорожка с обрывистыми кюветами и без единого разворота на 10 км!). В итоге не найдя хорошего варианта, двинули в ночи далее и уже в 3-ем часу ночи достигли границы Ленобласти, где и удалось найти тихое местечко для ночевки. Запомнилось, что та ночь была особенно холодной (около +3), и в первый раз за все лето пришлось врубить печку в машине и надеть осеннюю курточку. Общий километраж за поездку составил около 1200 км. |
02.10.2013, 08:39 | #7 |
Senior Member
Уазовод
Регистрация: 11.01.2009
Адрес: Карелия
Сообщений: 410
|
Это наши там рубились...
|
03.10.2013, 00:25 | #8 |
Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 28.01.2007
Адрес: СПб
Сообщений: 1,540
|
|
03.10.2013, 08:04 | #9 |
Senior Member
Уазовод
Регистрация: 11.01.2009
Адрес: Карелия
Сообщений: 410
|
|