Первая версия горловины оказалась не рабочим изделием, а прототипом. Причем качество этого прототипа не выдерживает никакой критики — высокая, с разъемным сантехническим соединением, которое начало сопливить довольно быстро, да еще и верхняя часть пластиковая, склеенная из двух разных видов пластмасс. А когда в очередной раз сдохло реле электровентиляторов, я словил перегрев, космофен такого не выдержал и пластмасски разъединились аккурат по месту склейки, запустив вверх фонтан горячего антифриза и облив им меня буквально с ног до головы.
Вытирая с лица горячий и абсолютно невкусный антифриз, пришло окончательное осознание, что деталь эта должна быть цельная и металлическая. У AJS есть неплохой готовый алюминиевый вариант, но он мне не подходил ввиду отсутствия в его конструкции гаек для датчиков. Поэтому было принято решение изготавливать всё с нуля. Выбирая между алюминием и нержавейкой, остановился на последней. Подготовил чертежи, заказал токарю необходимые заготовки (собственно сам элемент горловины, штуцер отвода антифриза на расширительный бачок и две гайки под датчики). Труба наружным диаметром 38мм оказалась в наших краях редким артефактом, поэтому вырубили из листа нержи толщиной 1мм квадрат 120х119мм и на вальцах скрутили из него трубку. Стык проварили аргоном. Затем последовало долгое фигурное выпиливание болгаркой, напильниками и надфилями по заранее заготовленным шаблонам отверстий в трубке под горловину и гайки. Кроме того, отдельно были вырезаны из листа направляющие для усиков-фиксаторов крышки, выгнуты по окружности горловины и приварены к ней.
После нескольких заходов к товарищу с аргонно-дуговой сваркой, требуемая деталь стала приобретать свои очертания.
Сначала горловина в сборе со штуцером, направляющими и трубкой.
А затем и с гайками.
И в итоге получился вот такой вот танчик.
Осталось шлифануть направляющие нулевкой, чтобы крышка легко по ним ходила, обработать торцы трубки (сейчас они с запасом по 5мм с каждой стороны) и может быть развальцевать эти торцы "грибком" (а может и не буду). И подправить геометрию самой трубки, чтобы она круглой была, а не элипсом.
Вот так после не особо сложных операций на выходе получается вечная и даже вполне презентабельная выносная горловина радиатора.
P.S. Чуть не забыл. Пусть тут будет, на память.
Датчик включения элетровентиляторов: ТМ-108 87-82 градуса
Аварийный датчик температуры (на контрольку перегрева): ТМ-111-03